В 1905 году вся страна была взбудоражена, не остался в стороне и город Александров, где прошли митинги бастующих рабочих, на которых, кроме экономических требований, появлялись политические лозунги. Но не нашлось сплоченного ядра стихийного движения и рабочие не знали, что делать…
События 1905 года – от всеобщей стачки рабочих до вооруженного выступления случились не сразу и не могли взяться «ниоткуда».
Тяжёлые условия работы, стеснённые условия проживания вызывали недовольство рабочих.
В 1903 г. на струнинской фабрике Асафа Баранова произошла стачка. Кроме экономических требований, рабочие выдвинули условие увольнения главного директора Фаворского и нескольких лиц из администрации завода. Дело дошло до погрома квартиры Фаворского, который вовремя сумел убежать и укрыться в окрестной деревне. Той же участи постигла квартира полицейского надзирателя Розанова. В подвале у последнего рабочие нашли много спиртного, которое у них отбирали (в казармах и на фабрике был сухой закон) и немало съестных припасов. До утра шел пир… В итоге Фаворского уволили, но арестовали и рабочих, принимавших участие в грабеже квартир. Но все же рабочий день был сокращен с десяти с половиной часов до девяти, пересмотрели расценки и обещали подумать об открытии библиотеки.
В 1904 г. началась русско-японская война. Откуда-то появлялись социал-демократические брошюры, все чаще ходили по рукам номера газеты «Искра». И всё это на фоне неудач в русско-японской войне, выдаваемое неспособностью царским режимом обеспечить управление государством.
А после известного расстрела демонстрации в Петербурге 9 января 1905 г. революционные настроения начали стремительно распространяться на фабриках и заводах по всей России, подогреваемые приезжими агитаторами, распространявшими газеты и прокламации.
Основную роль в создании революционных настроений играли агитаторы из Москвы, которые зачастили в Струнино и Александров, в том числе, некто «товарищ Григорий». Они призывали поддержать всеобщую политическую стачку.
7 декабря 1905 г. работы на фабрике Асафа Баранова полностью остановились. Полицейского надзирателя и семь полицейских разоружили, оружие раздали рабочим.
В Александрове, на фабрике Сергея Николаевича Баранова, рабочие примкнули к всеобщей политической стачке. Сам Баранов, приехавший в Струнино, предлагал ограничиться однодневной стачкой и приступить к работе, но большинство отвергло это предложение.
В Александрове находился склад оружия, в котором хранилось 14 тысяч винтовок. Александровский Совет рабочих депутатов решил захватить этот склад и просил прислать струнинцев 400 человек. Утром 8-го декабря вместо 400-х человек на струнинской фабрике явились не менее двух тысяч. Рабочие пригнали несколько подвод для перевозки оружия. Но, кроме митинга, никаких действий предпринято не было. Потом революционеры обвинили в этом фабриканта С.Н. Баранова.
8 декабря. На Базарной площади вблизи Казначейства шел непрерывный митинг; часть толпы вооружена ружьями и различным холодным оружием.
9 декабря. Утром делопроизводителем воинского начальника капитаном Солнцевым привезены и сданы в цейхгауз батальона затворы от винтовок, хранящиеся в складе воинского начальника. Вечером митингующими была разоружены полицейские и городовые, ими же был арестован помощник исправника Наумов. В этот же вечер командир запасного батальона полковник Шадрин взял на себя управление городом и уездом, о чем уведомил губернатора.
10 декабря. Утром штабс-капитан Панков вступил в исполнение обязанностей исправника. Сергей Николаевич Баранов явился в штаб батальона, предъявляя свои условия, но тут же был арестован и заключен под стражу в помещении казарм (в здании бывшего конного завода).
У арестованного Баранова была найдена программа дня 10-го декабря. Из нее видно, что мятежники предполагали захватить оружие со склада уездного воинского начальника, обезоружить саперный батальон, захватить или устранить всех представителей власти, не исключая и выборных учреждений, и установить свое временное революционное правительство. При Баранове же найдено начало проскрипционного списка местных граждан
Струнинские депутаты в количестве 28 человек прибыли в Александров. На станции в Александрове они были встречены рабочими и учащимися гимназии с красными флагами и криками «ура!». Со станции в город шли с революционными песнями. По дороге узнали, что Баранов арестован. На фабрике С.Н. Баранова в Александрове состоялось совместное заседание Советов рабочих депутатов александровского и струнинского) под председательством Ф.И. Калинина, на котором было решено вместе с представителями города идти выручать Баранова.
Митингующие ворвались в здание городской управы и потребовали освобождения Баранова. Ближе к вечеру большая толпа людей, среди которых было немало любопытствующих, подошла к воротам казарм с требованием освободить Сергея Баранова. Выкрикивались призывы ломать ворота. Изнутри по воротам был произведен залп, несколько человек было ранено, из них гимназистка Филимонова – серьезно. Толпа отхлынула от ворот и начала расходиться.
Делегация, посланная на Карабановскую фабрику с предложением поддержать восставших, вернулась ни с чем. Там бастовать не захотели.
В ночь с 11 на 12 декабря на фабрике Баранова в Александрове был освобожден помощник исправника Наумов и два городовых, рабочие разбежались по домам.
12 декабря к полковнику Шадрину явилась делегация от рабочих Струнинской фабрики, во главе с священником фабричной церкви о. Алексеем Рождественским, требуя освобождения Баранова и выяснения обстоятельств стрельбы 10 декабря. В освобождении было отказано. Около 4-х часов дня в Александров прибыл взвод казаков (30 человек). Казаки прибыли по железной дороге от Иваново-Вознесенска.
13 декабря военными и жандармерией был произведен внезапный обыск на фабрике Баранова в Александрове. Почти все рабочие разбежались, сопротивления оказано не было. Была взята под контроль железнодорожная станция в Александрове.
14 декабря военные вместе с казаками окружили фабрику в Струнине, рабочим было предложено сдать оружие, что было (не сразу) выполнено. На фабрике остались казаки, солдаты вернулись в казармы.
В Александрове были арестованы все члены Совета рабочих депутатов, в Струнине – члены Исполнительного бюро Совета. Арестованных под усиленной охраной отправили во Владимир.
Всего привлекли к суду 43 человека. Следствие тянулось с января 1906 г. по ноябрь следующего. Большинство были осуждены на 6 месяцев заключения, С.Н. Баранов и Ф.И. Калинин – на два (два с половиной) года. Сначала осужденные (кроме Баранова и Калинина) отбывали наказание в Александровской тюрьме, но затем были отправлены во Владимирскую тюрьму, помещены в камеры с уголовниками, выполняли тяжелые работы в городе Владимире.
В. РЕВЯКИН
Comments