С середины XIX века в городе Александрове начала формироваться фабричная деятельность. Одним из родов, значительно повлиявших на развитие города Александрова и уезда, был род Барановых.
Эта фамилия стала известна в среде промышленников с середины XIX века вплоть до Октябрьского переворота 1917 г. Барановы внесли заметный вклад в развитие текстильного производства, как уездного Александрова, так и России.
В 40-х гг. XVIII столетия имел большую торговлю в Александровской слободе (так тогда еще назывался нынешний г. Александров) Тихон Петрович Баранов. Его сын Николай Тихонович Баранов (1743 г.р.), бывший александровским купцом, продолжил дело отца. В обывательской книге г. Александрова за 1786 г. отмечено: «Николай Тихонович Баранов из старожилов, производит крашенинное мастерство».
Позднее сын Н.Т. Баранова Федор Николаевич расширил дело. Сначала он был записан купцом 3-й гильдии, производил торг холстиною, нанкою, развозя свои товары по близлежащим ярмаркам. Его предпринимательская деятельность прервалась войной 1812 г., вследствие этих событий он потерял практически все свое состояние. После военного лихолетья он, собрав ничтожные остатки своего состояния, принялся опять за свою торговлю и в короткое время при своем доме завел маленькую красильню, развившуюся в небольшую фабрику для тканья простых платков, нанки и холстинки.
По смерти Ф.Н. Баранова, его сын Иван Федорович (13.10.1807–08.08.1848) остался один полным и независимым хозяином, и распорядителем всего отцовского наследства. Он сумел в короткое время свое красильное заведение превратить в одну из лучших фабрик подобного рода. Иван Федорович обдумывал и изыскивал средства, как упростить и сделать дешевле сам процесс крашения. В 1845 году Иван Федорович начал вместе с Зубовыми постройку новой фабрики на берегу реки Серой в Александровском уезде возле деревни Карабаново, позже их капиталы разделились. В 1846 году фабрика, получившая название Троице-Александровская мануфактура, была запущена и на ней началось крашение кумачей, набивка платков и изготовление рубашечных ситцев, окрашенных в красный адрианопольский цвет.
Среди его благотворительных дел было участие в отстройке городского Христорождественского собора, финансирование ремонтных работ в Александровском монастыре.
Из материалов Александровской городской думы: «По объявлению Александровского Христорождественского собора церковного старосты 1-й гильдии купца Ивана Федоровича Баранова о предложении им на здешнем Соборе вместо существующих пяти Глав устроить за свой счет одну Главу. 26 мая 1848 года Дума по сему заявлению, пригласив купеческие и мещанские общества, сообщила им о предложении просителя Баранова устроить на Соборе вместо пяти Глав одну Главу по причине их ветхости и заметном при самом умеренном ветре колебания, на что изъявили совершенное свое согласие, в чем составили за своими подписями приговор, который просителю Баранову для предоставления куда следует и выдан».
В 1848 г. Александровский 1-й гильдии купец Иван Федорович Баранов подрядился устроить у гостиного двора на Лесной площади бассейн посредством водоподъемной машины для обеспечения водой жителей города, на что из Министерства внутренних дел было получено разрешение. Проект был сделан старшим гражданским инженером Каринским. Одновременно вода отводилась на фабричные заведения купца Баранова.
Из акта, подписанного губернским архитектором Никифоровым видно, что к 1850 г. бассейн построен и действует, «вода быстро и в обильном количестве, и безостановочно снабжает весь город».
Из документов Александровской городской управы 1900 года видим, что водопровод, спустя полвека, благополучно функционирует, и мы воспользуемся его описанием: «Расстояние от водокачки до бассейна 220 погонных саженей, на этом расстоянии проложены чугунные трубы. Водокачальная машина установлена на городской водяной мельнице, работает и летом, и зимой. Водяной паровой насос с особым мельничным приводом, а во время весенней воды до запруды мельницы – локомобилем (паровой машиной).
Водопровод в городе Александрове для общего пользования. Берут обыватели города и все другие лица из бассейна на торговой площади, кому сколько нужно, бесплатно, учет не ведется. Вода берется посредством кранов.
Кроме этого, от бассейна идут трубы к стояку под Соборною горою на расстоянии 140 погонных саженей, вода течет в него непрерывно. Резервуар бассейна один, вместимость примерно 2 тысячи ведер. Расход на содержание водопровода – на дрова для локомобиля во время его действия и на временный наем одного рабочего – истопника, да на ремонт машины – 250 – 300 рублей в год».
В 1905 году в городскую управу обращаются Николай и Павел Алексеевичи и наследники Г.А. Растворовых, а также мещанин Ефим Никифорович Иванов о разрешении провести воду из городского водопровода для нужд трактирных заведений, первые – в дом, стоящий на улице Красная Сторона, а второй – в дом по Большой Московской улице, причем Растворовы предлагают плату в доход города 10 рублей в год. Управа отмечает, что квартиронанимателям, т.е. Е.Н. Иванову, надлежит предварительно войти в соглашение с домовладельцем, т.е. Растворовым, а последний входит с прошением в городскую думу. Вслед за указанными просителями изъявил желание провести водопровод в свой дом Николай Алексеевич Первушин.
Управа отмечает, что в настоящее время (1905 г.) из городского бассейна пользуются водопроводами: Василий Никитич Иванов-Амбаров для домашней надобности за плату 15 рублей в год; Михаил Сергеевич Зорин для пекарни – по 20 рублей и М.М. Сибиряков для трактирного заведения – 25 рублей в год.
В том же 1905 году в Александровскую уездную земскую управу поступает обращение с просьбой, может ли земство воспользоваться бассейном для устройства водопровода в больницу. Городская управа обратилась в городскую думу, последняя разрешила земской управе устроить ответвление от городского водопровода с условием, чтобы водовод был проложен по Большой Московской улице через Лесную площадь трубами достаточного диаметра для возможного устройства городом, в случае надобности, ответвлений и чтобы земство устроило на водоводе не менее трех разборных кранов для пользования водой жителями города и на случай пожаров.
По смерти Ивана Федоровича полновластной хозяйкой всех предприятий стала его супруга Александра Асафовна Баранова. Она происходила из известного купеческого рода Зиминых. У Александры Асафовны был сложный, неуживчивый характер. Но за образованность, стремление к порядку в семье она пользовалась уважением. Лишившись мужа и получив в наследство текстильные предприятия в Александрове и Карабанове, вдова продолжила дело супруга. Она единственная из александровских предпринимателей приглашала на работу иностранных специалистов. По данным за 1860 г., у нее на фабриках 2 мастера были иностранцами. Ее попечение о фабриках продолжалось вплоть до 1863 г., т.е. до той поры, когда сыновья стали совершеннолетними, и Александра Асафовна сделала их управляющими принадлежавшими роду Барановых предприятий.
В 1854 году г. Александрова 1-й гильдии купчиха Александра Асафовна Баранова заключила условие в том, что она взяла у городской думы в оброчное содержание участок городской земли в количестве 2-х десятин 1070 квадратных саженей под кирпичные заводы сроком на 10 лет.
В 1859 году она открыла в Александрове школу для девочек. В 1874 году ее школа стала прогимназией. Александра Асафовна являлась неизменной попечительницей этих учебных заведений вплоть до своей кончины 29 февраля 1884 г. Следует отметить, что школа и прогимназия были первыми учебными заведениями такого рода в городе.
А.А. Баранова делала денежные пожертвования в пользу церквей и монастырей. Об этом свидетельствуют многочисленные выражения признательности, публиковавшиеся во «Владимирских епархиальных ведомостях» тех лет.
Много добрых дел в области просвещения сделала дочь Ивана Федоровича и Александры Асафовны Барановых — Елизавета Ивановна (1837–1910). После смерти ее мужа М.Н. Мамонтова, Елизавета Ивановна свою жизнь посвятила воспитанию чужих детей. В 1864 году она взяла нескольких девочек-сирот из Александрова и поселила в своем доме в Москве. Потом вместе с ними она переехала в свой загородный дом в Листвянах Московской губернии, положив тем самым начало организации приюта, просуществовавшего более 25 лет. Большинство ее воспитанниц впоследствии стали учительницами.
При прокладке железнодорожного полотна часть пути прошла по землям Е.И. Мамонтовой. По ходатайству Елизаветы Ивановны здесь была открыта платформа, названная в честь ее – Мамонтовской. После смерти матери в 1884 году Елизавета Ивановна стала попечительницей Александровской прогимназии, которая благодаря ее заботам в начале ХХ в. превратилась в 8 классную гимназию.
После смерти Александры Асафовны между братьями Барановыми произошел раздел имущества. Старшему брату Николаю досталась александровская фабрика, карабановскую мануфактуру поделили братья Александр и Асаф, которые основали «Торговый дом А. и А. И. Барановых». Начинается коренная реконструкция карабановской мануфактуры. Построенный кирпичный завод снабжал стройматериалом фабричные новостройки. Первые деревянные постройки сносятся, их места занимают новые кирпичные корпуса. В 1866 г. в одной из вновь построенных красилен была установлена первая плоскопечатная машина. До этого времени рисунок на ткань наносился ручным способом, так называемыми «набойками». В 1873 году был пущен прядильно-ткацкий корпус, для чего требовалось много хлопка. Барановы усиленно хлопочут перед руководством Московско-Ярославской железной дороги по поводу отвода от Александрова к Карабанову железнодорожной ветки и добиваются этого.
После смерти Александра Ивановича, последовавшей в 1878 году, руководством фабрики занимается его сын, Иван Александрович Баранов. На средства Барановых в Карабанове в 1876 г. была заложена, а через четыре года освящена церковь. Позже была построена школа. В «Ведомостях о начальных народных училищах Александровского уезда» за 1878 год сообщается, что в библиотеке «Троицко-Александровской мануфактуры» в селе Карабаново насчитывается 1028 томов книг. При фабрике была своя пожарная команда. Фабричная больница имела 50 коек и амбулаторию. За время существования мануфактуры было построено тринадцать спален-казарм.
Асаф (Иоасаф) Иванович Баранов (1834–1906) являлся, пожалуй, одним из самых колоритных представителей рода Барановых. Его деятельность в области фабричной промышленности началась с семнадцати лет. После имущественного раздела 1863 г., ему досталась на паях с братом Александром Ивановичем фабрика в селе Карабаново. С этого времени начинается быстрое развитие Троицко-Александровской мануфактуры. В 1874 году было учреждено предприятие под названием «Товарищество на паях мануфактур Барановых». Асаф Иванович стал одним из директоров правления. Испросив разрешения у Владимирского губернского управления, в 1874 году на свои личные средства он приступил к строительству красильно-набивного заведения близ д. Струнино Александровского уезда. Строительство фабрики велось быстрыми темпами, и уже в мае 1875 г. Соколовская мануфактура стала выпускать первую продукцию. Новая фабрика была оснащена высокотехнологичным оборудованием, и процесс окрашивания тканей (что составляло основную специфику предприятия) вышел из области экспериментов на промышленную основу.
Ткани с ярлыком «Товарищества Соколовской мануфактуры Асафа Баранова» пользовались огромным спросом и неоднократно отмечались наградами на ярмарках и выставках. Потомственный Почетный гражданин Асаф Иванович был действительным членом губернского статистического комитета, гласным от Александровского уезда. Непосредственно в Александрове он входил в состав уездного земского собрания и городской думы, был городским головой. Его заботами в 1892 году в Струнино была построена школа на 120 мест (в ней в две смены обучались 250 детей), а в 1895 г. – больница. В фабричном поселке работала аптека и была еще богадельня для увечных пенсионеров. В 1903 году было построено здание театра, где осуществлялись постановки самодеятельных спектаклей. В Александровском уезде на деньги А.И. Баранова были построены более 10 школ. В 1890-х гг. Асаф Иванович состоял в религиозно-просветительском обществе «Братство св. Благоверного Великого Князя Александра Невского», был его действительным членом.
Вплоть до конца XIX в. железнодорожная платформа, появившаяся близ станции Александров, недалеко от фабричных корпусов Соколовской мануфактуры, называлась «Бараново» (современное название «Струнино»).
Сергей Николаевич Баранов унаследовал дело отца, Николая Ивановича Баранова - фабрику в Александрове. Но он прекратил красильное производство и начал вырабатывать шерстяные ткани. Кроме того, он занимался общественной работой: принимал участие в заседаниях александровского уездного земского собрания, избирался на должность почетного мирового судьи. Сергей Николаевич был Потомственным Почетным гражданином, попечителем женской гимназии, Почетным мировым судьей. В 1903 году являлся одним из соучредителей публичной библиотеки им. Гоголя.
Под влиянием социал-демократических идей, проникавших в Россию в конце XIX - начале ХХ вв., он был вовлечен в водоворот революционных событий 1905 года. Потомственный почетный гражданин Сергей Николаевич Баранов возглавил политические выступления в г. Александрове, оказался во главе так называемой «Александровской республики».
Фабрики, построенные Барановыми, после революции 1917 г. еще долго работали на благо страны, но с распадом Советского Союза прекратили свое существование. Разрушив, не создали ничего нового. Сейчас пустующие фабричные здания в Карабанове и Струнине зияющими окнами напоминают о прежних временах. А на территории храма в Струнине в 2016 г. был установлен бюст Асафу Ивановичу Баранову, автор – скульптор Юрий Павлович Хмелевской.
В. РЕВЯКИН.
На снимках:
1. Схема водоподъемного устройства.
2. Александр Иванович Баранов.
3. Асаф Иванович Баранов.
"Александровский ГОЛОС ТРУДА" N25 (15129) от 19 июня 2019 года, стр. 22.