(Доклад на XVII Стромиловских чтениях 15 октября 2022 года)
Одной из граней истории города Карабаново является летопись его правоохранительных органов. К сожалению, дата создания Карабановской фабричной полиции неизвестна. Её первое упоминание относится к 1901 году. Тогда службой руководил надзиратель Успенский. В этом году он разгромил группу, приехавшую из Владимира для создания социал-демократической ячейки. При этом была изъята подпольная литература. Успенский носил погоны с двумя просветами, то есть имел чин подполковника или полковника. Надзирателю поставляли сведения обходные и смотрители казарм, а также мастера фабрик и другая агентура.
В 1905 году Карабановская фабрика Барановых, в отличие от Александрова и Струнино, не сыграла значительной роли в революционном движении, но всё-таки 25 октября на ней состоялась забастовка, продолжавшаяся 3 дня. Действиями полиции, поджогами сараев, мобилизацией черносотенцев, спаиванием отсталых рабочих и вызовом роты солдат из Александрова она была ликвидирована. В донесениях владимирскому губернатору за 1906-1909 годы упомянуты столкновения карабановских рабочих с полицией.
В книге С.Д. Фомина «Перед рассветом» в главе «На Карабановской фабрике» в художественной форме изложен арест активного забастовщика С.Д. Суворова. Успенский 1 мая 1907 года усилил дежурство городовых на фабрике, но всё же в тот день состоялась первая в Карабанове демонстрация с красным флагом и пением революционных песен. В ней участвовало около десяти человек. После того, как полицейские набросились на шествие, демонстранты разбежались, но удалось схватить его организатора Николая Павловича Некрасова и ещё пятерых участников, трое из которых сознались в своём участии в этой демонстрации.
Следует ещё отметить, что полицейский надзиратель присутствовал на беседах в чайной, проводимых старшей учительницей фабричной школы М.А. Титовой. Кроме того, руководитель полиции в Карабанове интересен тем, что был владельцем первого тамошнего мотоцикла, якобы полученного в подарок от хозяина фабрики. Ездил он с лета 1908 года в кожаном шлеме с очками, кожаной куртке и сапогах, производя неизгладимое впечатление на карабановцев, прежде не видевших ничего подобного. Если мотоцикл глох, то полицейские сами катили его на стоянку.
Ещё Успенский остался в памяти жителей Карабанова, как ухаживавший за одной из дочерей священника А.И. Сокольского. Они вместе пели около дома причта. Отправляясь в Александров на служебной бричке, он захватывал с собой и поповну. Целиком доверяя своей симпатии, надзиратель один раз неосторожно рассказал о предполагавшейся поимке рабочих на маёвке. Поповна сообщила об этом своей матери, та – прислуге, которая, в свою очередь, - участникам сходки. В результате полицейская операция сорвалась. В 1908 году Успенский почему-то был уволен.
К этому году относится штат полицейской команды при фабрике Товарищества Троицко-Александровской мануфактуры Барановых. Там значится один старший городовой с окладом 300 рублей в год и 11 младших городовых с окладом 240 рублей в год. Зарплата, квартира с отоплением и освещением, а также вооружение у них были за счёт Товарищества. Этот документ подписал 17 июня 1908 года заместитель министра внутренних дел Морозов.
Интересно отметить, что в то время фабричные полицейские занимались контрольно-пропускным режимом. В то время пропусков не существовало и всех сотрудников они были обязаны знать в лицо. Поэтому если новый человек пытался первый раз пройти на фабрику, то возникал примерно такой диалог: «Эй, господин! Вы! Вы! Подойдите сюда! Вы зачем идёте на фабрику?». И человек отвечал примерно следующее: «Да я вот только что утроился туда-то». И ему отвечали: «Ну, ладно, идите».
Карабановская фабричная полиция благополучно функционировала до отречения Николая II, произошедшего 2 марта 1917 года. После получения известия об этом полицейские не показывались на улице. Полицейский надзиратель Орлов уехал в Александров, передав руководство старшему полицейскому Пученкину. В ближайшие дни по инициативе рабочих начались аресты и разоружения полицейских, не успевших скрыться. Не желавшего снимать форму и оружие Пученкина, всё же заставили это сделать. Арестованных полицейских отправили в Александровскую тюрьму. По мнению карабановских краеведов А.А. Афанасьева и А.Г. Лушникова, это произошло 2-3 марта. По мнению писателя-краеведа Ю.Н. Худова, – 15 марта.
Из Александрова прибыл прапорщик, назначенный комиссаром фабрики. В его распоряжении было десять вооружённых людей. Они-то первое время и следили за порядком. Советом рабочих депутатов 21 апреля была создана народная милиция во главе с комиссаром Беляевым. К счастью, сохранилось фото этих людей. На нём очень необычно смотрятся два человека, держащие винтовки со штыками. У некоторых других – «шашки-селёдки», явно снятые с фабричных полицейских.
Милиционеры охраняли фабрику от пожаров и хищений, а также обеспечивали общий порядок. Нельзя не отметить, что в то время это всё делалось на общественных началах под названием «обязательная революционная повинность». Фабрика выделяла рабочих и служащих, дежуривших по неделе. Они несли постовую и караульную службы. Зарплата не выплачивалась. Вооружённый отряд карабановцев после боёв в Москве влился в состав местной милиции.
В 1918 году фабрика остановилась из-за отсутствия сырья, и в Карабанове резко ухудшилась криминогенная обстановка. В коридорах спален были постоянные драки и ругань. Началось повальное воровство из погребов, ранее на день вообще не запиравшихся. На этажах выбиты стекла, вырваны рамы и выворочены полы на дрова. Моя бабушка В.А. Савинова вспоминала, что карабановские воры, наметив себе жертву на вокзале, следовали за ней на поезде до тех пор, пока не удавалось ограбить. Удивительно, но мой дед И.С. Савинов отмечал, что местные воры старались всё-таки не трогать жителей Карабанова. Он один раз шёл в тёмное время, встретил группу людей, из которой раздалось: «Не трогать! Свой!». Около двух лет окрестности Карабанова терроризировала банда Багрова, состоявшая из уголовников и дезертиров. Для борьбы с ней был создан вооружённый отряд в количестве двадцати человек, который ликвидировал банду. Кроме того, в Карабанове действовал заградительный отряд, не дававший вывозить продовольствие. А в 1919 году была создана промышленная милиция для охраны фабрики. Дальнейшая история Карабановской милиции хорошо исследована её бывшим начальником Н.Ю. Худовым и изложена в серии статей под общим заголовком «Некоторые страницы истории милиции Карабанова», опубликованных в газете «Александровский голос труда» в 2017 году. Когда-то в Карабановском городском отделе милиции служило около 50 человек, относившихся к разным службам. Сейчас там снова полиция. Учреждение называется «Отделение полиции № 6». В него входят пять участковых и их начальник Н. Гамзатов, а также инспектор по делам несовершеннолетних. Основная работа стражей порядка – профилактика преступлений, мошенничеств, розыск лиц, которыми интересуются правоохранительные органы, проверка соблюдения условий хранения оружия, работа с лицами, состоящими на учёте, миграционная деятельность. Наиболее частые виды преступлений сейчас - кражи из магазинов и дачных домиков. В настоящее время в зону ответственности отделения, кроме самого города, входит ещё и 21 деревня вокруг Карабанова. В своей деятельности отделение добилось значительных результатов - здесь показатели работы гораздо лучше, чем в других по району. А карабановский участковый А.В. Клещов признан лучшим на своей должности. Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на все трудности, Карабановская полиция (милиция) выжила, и на 106-м году своего существования уверенно смотрит в будущее. А. САВИНОВ, член Александровского историко-краеведческого клуба «Отечество».
Материал опубликован в газете "Александровский ГОЛОС ТРУДА" №49 (15316) от 9 ноября 2022 года, стр. 6. ссылка
Comentarios