НА КРУГИ СВОЯ
«…и никто не поправит креста.
Накрывает отцов безызвестность,
Будто здесь не родные места,
А другая какая-то местность».
Валерий АЛЕШИН
Сегодня, в день когда верстается этот номер родился педагог и художник Иванов Михаил Иванович, только было это 110 лет назад, первоначально была мысль «отделаться» простой заметочкой к юбилею, тем более, что информации об этом человеке очень мало, ни дат, ни документов, репродукций картин… А так как я не люблю «белых пятен» в биографии людей, о которых пишу, стал собирать «подробности». Постепенно обрастал материалами, документами, армейскими картами, фотографиями, поэтому и стало возможным сегодняшнее повествование.
Иванов Михаил Иванович (28.12.1908-18.06.1995) - уроженец Карабаново, педагог, художник, участник Великой Отечественной войны, до войны сам был студийцем потом, после полученных навыков рисования и живописи в 1930 году уехал учиться в Ярославское художественное училище, служил в армии, в пограничных войсках в Ямполе Винницкой области (с феврале 1924 года Ямполь стал местом дислокации 21-го пограничного отряда), после демобилизации вел студию в Карабаново, в 1938 году учительствовал в «школе на поле» бывшая вторая, а ныне восьмая школа, ушел на фронт, был в плену, при приближении наших войск бежал, влился в ряды армии, освобождал Берлин. Награжден орденом Славы третьей степени, медалью «За победу над Германией» всеми юбилейными наградами (которые с 1965 года вручались снова лейтенанту, гвардии лейтенанту). После войны в 1948 году семья переехала в Вилюйск. Работал в Вилюйском педагогическом училище имени Чернышевского преподавателем рисования, черчения, труда за точную формулировку специальности не ручаюсь, потому что попадаются документы, что он вел и библиотечное дело. Потом переехал в Тулун, там тоже преподавал в педагогическом училище рисование, черчение, труды… Отличник народного просвещения 1960 г. В Карабаново вернулся в начале 70-х. Был принят на комбинат в электроотдел, но работал художником оформителем – воплощал в жизнь сказки в одноименном детском саду, да так, что было не стыдно показывать зарубежным гостям. К сожалению, большинство живописных работ художника утеряны. Похоронен на местном кладбище.
Это если совсем коротко, но есть вещи, о которых написать надо, хотя бы для того, чтобы не было разночтений.
На фото: Михаил Иванович Иванов – таким его запомнили.
« А НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ…»
Вновь после срочной армейской службы в РККА призван 16.07.1941 года. Место призыва: Александровский РВК, Ивановская области (до августа 1944 года Владимирская область входила в состав Ивановской), Александровского района.
Младший лейтенант Иванов Михаил Иванович командир взвода 887 стрелкового полка НКВД, 211 стрелковой дивизия (1 формирования).
В июле 1941 года дивизия дислоцируется и формируется в городе Загорске (ныне Сергиев Посад), из мобилизованных призывников Запорожской, Ростовской, Новосибирской, Ивановской, Ярославской областей и Ставропольского края, офицеры-запасники были преимущественно из Москвы. По Постановлению Государственного Комитета Обороны № ГКО-207сс от 19.07.41 г.
Дивизия ничего общего с заградотрядами не имела, относилась к НКВД только потому, что состояла из пограничников, которые тогда входили в это ведомство.
Дивизия прибыла на фронт 4.08.41 г. в Смоленскую область район современного Десногорска, Рославля, Ельни. На восточный берег реки Десна.
Комдив полковник Фурсин, командир 887сп полковник Перхурович.
Погранзастава 21 погранотряда. Третий ряд сверху, второй справа Михаил Иванов. 1934 год.
30 августа, началось наше наступление на Ельню. Из района Новоспасского наступление вела 222 сд, из района Богданово 211 сд, южнее наступала 109 танковая дивизия. Танкисты потеснили немцев и продвинулась вперед на 12 километров, вышли к Костырям. Но дальше развить успех не смогли. Утром, 31 августа, немцы перебросили сюда пехотную и танковую дивизии, и нанесли контрудар по флангам 109 тд. 1 сентября наши войска были вынуждены отойти к Десне, танкисты оказалась в окружении, что ухудшило положение 211 сд, которая была вынуждена отойти на 6 км, в окружение попали и части 149 сд.
Положение 43 армии обеспокоило штаб Резервного фронта. 1 сентября на КП 211 сд прибыл Г.К. Жуков, и сам руководил боем, по его собственным словам, до 9 сентября. Их соседям 222 сд в начале сентября удалось отбросить гитлеровцев к реке Стряне. После чего противник предпринял ряд контратак при поддержке артиллерии и авиации. Продвижение вперед затормозилось. 211 сд так и не смогла выйти к Стряне и понесла большие потери. В эти же дни части 109 танковой дивизия пытались выйти из окружения. Было проведено несколько контрударов, с использованием до 40 танков. Бои этой дивизии западнее Десны продолжались до 5 сентября. Большинство бойцов и командиров погибли или попали в плен, а дивизия как воинское соединение перестала существовать.
Не буду вдаваться во все подробности, но положение было отчаянное, против необстрелянных и еще «несыгранных» частей шли опытные войска вехмахта и СС, прикрытые с воздуха и не испытывавшие нехватки ни в продовольствии, ни в боеприпасах.
Боевое состояния 211сд на конец сентября: по штату положено 14500 человек - фактически 9673, Пулеметов штат 558 единиц – фактически 44, орудий всех калибров 144 единицы – фактически 32, орудий противотанковых 54 единицы – фактически 8.
Немецкие войска превосходили наши войска на Спас-Деменском направление в людях в 3,2 раза, в орудиях и минометах в 7 раз, в танках в 8,5 раза.
Это сейчас с диванов просто говорить, что надо было не атаковать, а обороняться. Но приказ атаковать и контратаковать против превосходящих сил противника, действительно был. В истории останется куча вопросов: почему именно на этом участке было такое нагромождение наших необстрелянных частей, почему были такие перебои с боеприпасами, продовольствием… Для чего я упоминаю про боевое состояние, просто при отсутствии артиллерии и пулеметов, основная нагрузка ложится на личное оружие и «карманную артиллерию», то есть на гранаты, а боеприпасы во время непрерывного боя тают очень быстро, да и перегретые стволы снижают дальность, точность…
4 сентября Михаил Иванович был контужен, ситуация незавидная - ни застрелиться, ни подорвать себя, ни даже документы сжечь, все, что смог сделать Михаил Иванович это съесть партбилет…
Что может быть горше плена. Не буду смаковать «подробностями» это для архивов и музеев. Хотя историю Штатлага я тоже проследил. И вывод у меня один: попасть и сдаться в плен – это два очень разных глагола. Видимо это поняли и в особом отделе, когда перед ними предстал практически скелет, чудом сбежавший, из приготовленного к смерти лагеря, перед самым нашим наступлением. Откормили и подлечили в госпитале и не лейтенантом, но гвардии рядовым он продолжил воевать в 333-й гвардейском стрелковом ордена Кутузова и Богдана Хмельницкого полку 117-й гвардейской стрелковой Бердичевской ордена Богдана Хмельницкого дивизии. Впрочем тогда еще это был просто гвардейский полк, а ордена за Европу на знамени полка будут впереди. 333-й гвардейский полк, всегда, наступал в первом эшелоне.
«В уличных боях города Бранденбурга под сильным артиллерийским и пулеметным огнем противника, пробрался в расположение противника и зажег дом, в котором находились мощные огневые точки, при выходе немцев из загоревшегося дома товарищ Иванов уничтожил их из автомата и троих захватил в плен. Достоин правительственной награды «Ордена Славы 3 степени».
Это из наградного листа. Скорее всего таких эпизодов в его новой жизни после плена было много, вероятно, что что-то из представлений «заворачивали», но тут, как говорится ни подтвердить, ни опровергнуть. Героическим был 333 полк и Михаил Иванович ему соответствовал. Боевой путь после Берлинской операции закончили в Праге. Комиссовали Михаила Ивановича сразу после Победы. Приехал домой стал работать в той же школе откуда и призывался и то, чем никогда не попрекали его сослуживцы, его попрекнул кто-то из здешних молодых особистов. А что он чист пред Родиной говорили и Орден «Славы» и Медаль за победу над Германией, и документы из прославленной части. И Михаил Иванович уехал в Вилюйск, в том же 1946 году, а в 1948 году к нему приехала жена с сыном. (Даты семейной хроники записаны со слов невестки – Анны Сергеевны Ивановой).
Изостудия в ДК Карабаново 1936 год, занятие ведет Михаил Иванович Иванов
ВИЛЮЙСК. ДОБРЫЕ ЛЮДИ СУРОВОГО КРАЯ
Десять лет педагогической и творческой биографии Михаила Ивановича связано с Вилюйском, этот город он очень любил, и по словам его невестки, Анны Сергеевны, часто вспоминал. Две написанные здесь картины, а скорее наброски для чего-то большего, мне кажется, что это скорее напоминалки о цветовом решении будущей картины, он привез с собой в родное Карабаново. Сейчас они хранятся в Александровском художественном музее, это «Вилюйск» 1953 год и «Лето на реке» 1957. Люди при переезде берут по максимуму полезных вещей, Михаил Иванович привез то, что было дорого его памяти.
«Вилюй. Лето на реке» 1953, холст на картоне, масло 19х25,5
Александровский художественный музей
Анна Сергеевна говорила, что Михаил Иванович вспоминал и природу, и необыкновенную рыбалку, но больше всего замечательных людей. Я это тоже оценил сразу, после первого же общения. Они не просто творческие и замечательные, а еще и мужественные: температура там в течение года «гуляет» от от плюс 38 до минус 60! И еще для справки - у нас разница во времени в шесть часов, с непривычки звонил в совершенно неподходящее время, но никогда никакого негатива. Первый мой звонок в Вилюйск был депутату городского Совета Марии Ильиничне Ивановой, почему ей, наверное, и фамилия расположила и то, что она в депутатской комиссии по культуре. Она сразу объяснила к кому лучше всего обратиться, помогла с мобильными телефонами, вот что значит человек работает с избирателями. Директор краеведческого музея Татьяна Николаевна Афанасьева – связала меня со знатоком исторического прошлого Вилюйска краеведом Мироновым. Миронов Николай Семенович – уникальный человек, большой знаток родного края. Он сразу вспомнил Михаила Ивановича, рассказал, что дом, в котором жила семья Ивановых, цел. Дом деревянный, старой постройки на два хозяина используется до сих пор. Единственное, что в 1966 году сгорело старое здание педагогического училища имени Чернышевского, в котором преподавал Михаил Иванович, поэтому что-то из картин, документов личного дела, фотографий мы уже не увидим, хотя история училища хорошо отражена в воспоминаниях выпускников разных лет, которые вошли в две книги, изданные к разным почтенным датам училища. Здание, теперь уже колледжа, новое, но традиции давать крепкие прочные знания сохранилось с незапамятных времен. Уважением и любовью пропитаны строки воспоминаний студентов о своем преподавателе. Из-за того, что он был хорошим человеком, щедро делился тем, что умел сам: рисовать, выпиливать лобзиком, мастерить, отлично переплетать… Его Невестка Анна Сергеевна говорила мне, что Михаил Иванович - человек золотое сердце и золотые руки, она сама была его ученицей. Это же подтвердила руководитель теперешней изостудии в ДК Карабаново Гаврилина Валентина Владимировна, она была его последней ученицей. В Карабаново он после возвращения не преподавал, но помогал готовиться к поступлению в художественные и педагогические училища. Она его запомнила как добрейшего человека, знающего и очень требовательного педагога. После такой подготовки учиться было легко. Но это родственники и земляки.
А вот, как вспоминает о Михаиле Ивановиче его бывший студент - Тобуроков Николай Николаевич, профессор Якутского государственного университета, доктор филологических наук, выпускник ВПУ 1951 года: «Уроки рисования вел Иванов Михаил Иванович, преподаватель с глубокими знаниями. Впервые от него мы узнали, что в каждом произведении искусства есть своя структура, композиция, перспектива. Он рассказывал нам о жизни великих художников, о Союзе художников, свой рассказ он оживлял, используя открытки. Он постоянно учил нас рисовать с натуры, даже давал задания рисовать портреты своих однокурсников. И помнится, мы радовались возможности быть натурщиком, так как тот, кто позировал, обычно освобождался от рисования. В конце устраивалась выставка из работ учащихся. Мы тщательно выставляли свои работы будто работы настоящих профессиональных художников, тем самым постигая азы искусства…».
Софронов Егор Трофимович, доцент, кандидат физико-технических наук, заслуженный работник образования РС(Я), выпускник ВПУ 1950 года
«По рисованию нас учил художник Михаил Иванович Иванов. Он однажды нарисовал портрет И.В. Сталина во весь рост. Этот портрет висел в пролете лестницы между первым и вторым этажами училища…»
Андреев Афанасий Николаевич, заслуженный учитель РС(Я), отличник народного просвещения РСФСР, выпускник ВПУ 1958 года: «Среди незабываемых учителей был пожилой русский учитель труда и рисования Михаил Иванович Иванов. Он активно участвовал в художественной самодеятельности училища. Нам очень нравилось, когда он пел своим басом «Эй, ухнем!»
Я бы всего этого никогда и не узнал бы, если бы не Васильева Ульяна Афанасьевна – преподаватель английского языка в колледже имени Н.Г. Чернышевского моя добровольная помощница, мой фотограф в Вилюйске и литературный переводчик с якутского. А началось с того, что ее отец - Андреев Афанасий Николаевич учился у Михаила Ивановича. Она же мне поведала и о Максимовой Марии Федотовне, преподавателе математики, которая и ныне здравствует, но находится на заслуженном отдыхе. Она вспоминает, как Михаил Иванович хвалил ее рисунки с натуры на первом курсе, и всё время он агитировал ее поменять специальность и поступать на художника в Ивановской области. Даже разговор после этого состоялся с директором. Но директор отговорил его от этой идеи, что девушке надо выучиться на учителя и заниматься математикой. Мария Федотовна, как благодарная выпускница, оказала большое содействие в выпуске книги об истории училища, ныне колледжа.
И эту же историю слово в слово я услышал от Анны Сергеевны, Михаил Иванович частенько вспоминал талантливую девушку из Вилюйска.
Кандидаты и доктора наук, заслуженные педагоги, писатели и журналисты – все они вспоминают добрым словом Михаила Ивановича – своего учителя. Я мог бы их цитировать на протяжении всего этого материала. Но закончу поздравлениями.
В уходящем году - 235 лет с момента присвоения Вилюйску статуса города, а в наступающем городу Вилюйску исполнится 385 лет! С чем мы их и поздравляем - горожан, детей и внуков, и учеников тех студентов, которых когда-то учил наш земляк - Михаил Иванович Иванов.
ГОРОД ТУЛУН И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
«Разлив реки Тулунчик» 1960, двп, масло 70,7х45,5 Тулунский краеведческий музей
Город Тулун также занимает большое место в жизни Михаила Ивановича. В Тулун Михаил Иванович из Вилюйска переехал по состоянию здоровья, душил постоянный кашель, сказывались недолеченные болезни. Тулун - удивительное место! О Братской ГЭС и станции Зима писал Евтушенко, а это все очень рядом. Есть фотографии как группа педагогов, в их числе Михаил Иванович, выезжали на экскурсию на строительство Братской ГЭС. Тулун это красивый город в красивых местах. Начну сразу с восхищений. Тулунскому музею повезло больше, в его запасниках хранится семь полотен Михаила Ивановича. В них отражается история города. Два портрета - «Портрет Георгия Семеновича Виноградова» - это известный советский филолог, фольклорист, этнограф, доктор филологических наук, профессор; на втором портрете - Фёдор Матвеевич Лыткин, поэт революционер - оба уроженцы этих мест. Картины «Пожар», «Первые русские в Тулуне», «Разлив реки Тулунчик» - это точные исторические сюжеты; Из более современных автору сюжетов «Строительство железной дороги» и «Нива. Близ деревни Ключи–Барма». Все работы датируются примерно 1960 годом.
Эту страничку творчества Михаила Ивановича нам открыла Вострякова Татьяна Юрьевна, заведующая экспозиционно - выставочным отделом музея. В этом году у них две знаменательные даты, которые требовали серьезной подготовки: 110–летие со дня рождения Павла Федоровича Гущина и 55-летие Тулунского краеведческого музея. И все-таки сотрудники музея нашли время для общения и информационной помощи.
Они коллеги и одногодки: Павел Федорович преподавал Историю СССР, а Михаил Иванович рисование и черчение в педагогическом училище. С нами поделились фотографией выпускной группы педагогического училища, сделанной в 1965 году, за фото отдельное спасибо Ефименко Эльвире Степановне. Историческая направленность картин Михаила Ивановича и то, что они оказались в музее, и сохранились, это чудо… и больше, чем вероятно это заслуга Павла Федоровича Гущина, основавшего краеведческий музей в 1963 году.
Удивительно, в городе Тулун краеведческий музей расположен как и в Александрове на улице Советской. И это не единственное совпадение, Праправнучка Михаила Ивановича - Настя носит фамилию Гущина, и, кстати, неплохо рисует.
В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ
С подачи директора библиотеки имени Ю.Н. Худова Овчинниковой Марины Александровны, совместными усилиями с сотрудниками Александровского художественного музея, известного больше как усадьба купца Первушина, Токаревой Татьяной Михайловной и Титовой Анной Михайловной, военного краеведа Егорова Павла Александровича, появился этот материал, всех, кто чем-то и в чем-то помог, я упомянул в тексте, спасибо всем, друзья мои, мы сделали доброе дело – забытых имен не должно быть.
К сожалению сохранилось очень мало работ художника, а были портреты жены художника Любови Алексеевны, пейзажи... были. Свидетель тому Анна Сергеевна: «Встану возле. Пап! Как же ты долго это каждую полосочку рисуешь! А он снова смешивает краски. Звала его папой».
В нашей памяти Михаил Иванович останется как педагог, художник и солдат Победы, Великой Победы!
В. КУЛЬКОВ.
"Александровский ГОЛОС ТРУДА" N1 (15105) от 2 января 2019 года, стр. 5, N3 (15107) от 16 января 2019 года, стр. 4.