top of page

Именитое захоронение


Более двухсот семидесяти лет назад в подклете Троицкого собора Александровского Успенского женского монастыря был похоронен человек, который был долгое время причастен к историческим событиям петровского времени и был в доверии у государя. И захоронение, и надгробие сохранились до нашего времени…

В селе Крутце Александровского района стоит красивейшая усадьба с мезонинами и прилегающим парком. Это бывшее владение александровских купцов Зубовых, которые приобрели усадьбу во второй половине XIX века. Ранее – это родовая вотчина древнего дворянского рода Бутурлиных, один из которых, Иван Иванович Бутурлин, генерал-аншеф, был одним их «птенцов» Петра Великого.

И.И. Бутурлин был записан в потешные пушкари в 1686 году, а в 1687 году был пожалован в премьер-майоры Преображенского полка. С тех пор путь его неразрывно связан с царем Петром I.

В 1700 году к Нарве Бутурлин, уже генерал, привел из Москвы, на подводах, отряд войск, состоявший из полков: Преображенского, Семеновского и четырех пехотных. При этом отряде следовал сам государь. После Нарвского сражения Бутурлин проводит в шведском плену десять лет. После освобождения из плена И.И. Бутурлин находится на службе у государя, исполняя различные воинские обязанности.

В 1718 году Бутурлин принимал видное участие в розыске по делу царевича Алексея, и в числе других поставил подпись под смертным приговором сына Петра I.

Надо отметить, что Иван Иванович Бутурлин ни разу за свою службу государю не дал повод усомниться в нечестности, в отличие от того же А.Д. Меньшикова, который был на тот момент богатейшим человеком в России и не раз «забывал», где его личные деньги, а где казенные.

В 1725 году, по кончине Петра, Бутурлин долго не соглашался стать на сторону лиц, действовавших в пользу Екатерины, но, убежденный потом Меншиковым, окружил дворец гвардейскими полками и приказал ударить в барабаны. Находившийся тогда во дворце Репнин гневно спрашивал, кто мог распорядиться таким образом без его ведома. Бутурлин сказал, что это сделано по его приказанию и что в данном случае он действовал по повелению своей государыни.


У Екатерины I Бутурлин был в милости, но вскоре участие его в заговоре, имевшем целью низложение Меншикова, погубило его. Уцелевший Меншиков ничего не мог сделать заговорщикам при Екатерине, но, сделавшись всесильным при ее преемнике, он отомстил им, а, следовательно, и Бутурлину: лишенный чинов и знаков отличия, Бутурлин сослан был на безвыездное жительство в свои поместья, а вскоре потом лишился и всех деревень, пожалованных ему Петром Великим, которые были отобраны у него Долгоруковыми, занявшими при Петре II место и роль Меншикова. У Бутурлина осталось только родовое село Крутец во Владимирской губернии, недалеко от Александровской слободы.

Супругу И.И. Бутурлина звали Марфа Тимофеевна, рожденная Савелова, женщина мало образованна, родившая сыновей: Николая (р. 1692 г. – † 18 декабря 1761 г.), дослужившегося до чина майора; Аркадия († 28 апреля 1775 г.), впоследствии бывшего камергером при императрице Елизавете Петровне, Сергея († 1772г.) и дочь Анну, в замужестве за Сергеем Автономовичем Головиным. Жены сыновей, Николая и Аркадия, по родословным Бутурлиных, неизвестные ни по имени и отчеству, ни кто - урожденные; тоже неизвестно ни имя, ни отчество и кто урожденная первая супруга сына Сергея. Николай Иванович имел сыновей Петра и Василия, дочь Наталию (вышедшую замуж за П. М. Приклонского); Аркадий Иванович имел только дочерей, именно: Наталию (за Н.З. Апухтиным), Елену (за И.И. Глебовым), Варвару (за П. С. Руничем), Анастасию и Анну. А Сергей Иванович от первой жены – сыновей Александра, Андрея и Владимира (род. 12 июля 1735 г.). Младшему внуку

И.И. Бутурлина – этому самому Владимиру, а в семействе Сергея Ивановича - младшему его сыну Владимиру впоследствии и досталась родовая его предков вотчина – село Крутец.

Известны вклады И.И. Бутурлина в Александровский Успенский женский монастырь. Известный александровский краевед Н.С. Стромилов, творивший свои труды во второй половине XIX века, приводит опись монастыря, где перечисляет вклады Бутурлина, среди которых числилось:

1) Серебряный, позолоченный тельный крест.

2) Серебряное большое, с фамильным гербом, блюдо с вырезанною монограммою «Н. И.», внизу в позднейшее время вырезано «И. И. Б.»

3) Серебряный подсвечник выносной, у которого поддон овальный, 5 вершков в поперечнике, на нем вычеканены три личины в доплечном виде; одна подобие пожилого мужчины с длинными завитыми кольцами волосами, другая изображает подобие мужчины средних лет с длинными завитыми волосами; между личинами вычеканены разные плоды.

Больше десяти лет знаменитый сановник прожил в опале и на 77 году жизни 31 декабря 1738 года скончался в селе Крутце и погребен под сенью Троицкого холодного собора Успенского девичьего монастыря в Александровой слободе.

В прошлом году автору этих строк удалось узнать, что могила Ивана Ивановича Бутурлина сохранилась и, обратившись в Успенский женский монастырь с просьбой сфотографировать надгробие, получил любезное разрешение и имел возможность лично прикоснуться к нему, и сделать несколько снимков усыпальницы.

Каменная церковь, построенная по заказу великого князя Московского Василия III и освящённая в 1513 году во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стала дворцовым храмом Александровой слободы – загородной великокняжеской и царской резиденции. В царствование Ивана Грозного с 1564 года Александрова слобода была столицей опричнины. Здесь находились опричные приказы, опричная Боярская дума и другие учреждения.

В 1660-х годах реконструировался, был переосвящён во имя Живоначальной Троицы и получил статус собора. В западном и южном порталах размещены военные трофеи Ивана Грозного – медные Тверские и «злаченые» Новгородские врата.

В 1923 году монастырь был упразднен, но по воспоминаниям очевидцев, служба в Троицком соборе велась примерно до 1937 года. В 1946 году храм был возвращен верующим и до сих пор открыт для прихожан.

В подклете Троицкого собора под алтарём в настоящее время находятся шесть богатых надгробий, выполненных из белого камня и седьмое – спаренное, без надгробных плит. На первом от входа размещена надпись о захоронении там духовника и строителя Успенского монастыря иеромонаха Корнилия, умершего 11 августа 1681 года.

Четвертое от Корнилия надгробие принадлежит сподвижнику Петра I генерал-аншефу Ивану Ивановичу Бутурлину.

С торца надгробия надпись: «Лета 7170 году июня 21 числа родился раб Божий Иоанн Иоаннович Бутурлин, тезоименитство ево того июля 24 числа; представися 7247 году а от Рождества Христова 1738 году декабря 31 числа».

На боковой стороне гробницы вторая надпись: «В Переславской своей вотчине Успенском Крутец погребен 7247, а от Рождества Христова 1739 генваря 6 числа в Александровской Великой слободе в Успенском девичем монастыре под сею надписью. А жития ево было от рождения до преставления 77 лет 6 месяцев и десять дней».

Рядом с И.И. Бутурлиным – надгробие на захоронении его супруги Марфы Тимофеевны.

Второе от Корнилия надгробие принадлежит сыну И.И. Бутурлина Аркадию, на котором хорошо читается надпись: «Под сим камнем погребено тело действительного камергера и кавалера Аркадия Ивановича Бутурлина, который, проживя лет от рождения 76 и месяцев 3, и 8 дней; памяти по нем исправлять 1-е день рождение его 1699 …ря 26 число, 3-й день преставления его в 1775 году апреля 28 дня».

С противоположной стороны надгробия надпись: «Подле сего камня с левой стороны погребено тело родителя его покойного генерал-аншефа лейб гвардии Преображенского полка

подполковника и обоих российских орденов кавалера Ивана Ивановича Бутурлина, который поживе лет от рождения своего 77, месяцев 6 и 10 дней, памяти также по нем исправлять должно июня 21 дня рождение его, а тезоименитства июня 24 дня».

По описи Александровского Успенского женского монастыря 29 июня 1780 года значился в этом монастыре вклад в 1775 году по Аркадии Ивановиче

Бутурлине – икона Господа Вседержителя; на ней венец, по полям и оплечью – оклад серебряный и чеканный. Помещена она была в Троицком соборе того монастыря.

Между отцом и сыном Бутурлиными – надгробие, на котором надпись: «Раба Божия девица Анастасия, дочь действительного камергера и кавалера Аркадия Ивановича Бутурлина; родилась в 1733 г. ноября 12 дня, переселилась в жизнь вечную 1807 года января 17 дня; положена под сим камнем.

По свидетельству Н.С. Стромилова, здесь же была похоронена и дочь И.И. Бутурлина Анна с мужем С.А. Головиным, но надгробий не сохранилось.

При чтении надписей на надгробиях выяснилось, что дата рождения Ивана Ивановича Бутурлина 24 июня 1661 г., указанная Н.С. Стромиловым6, на надгробии указана, как день тезоименитства, а дата смерти, «девицы Анастасии» в работе указана 12 декабря, хотя на надгробии четко читается надпись «января 17 дня».

Неизвестно, стоят ли надгробия на своих местах, поскольку озадачивает надпись на надгробии Аркадия Бутурлина, которая сообщает, что «подле сего камня с левой стороны погребено тело родителя его…», между тем как между ними мы наблюдаем надгробие его дочери Анастасии. Ни в XIX, ни в XX веках подробно усыпальница не описывалась.

Архимандрит Леонид Кавелин при описании Успенского монастыря упоминает об усыпальнице, но повторяет ошибочную дату смерти «девицы Анастасии», поэтому возникает вопрос, не пользовался ли он публикациями Н.С. Стромилова?

Будем надеяться, что эти памятники просуществуют еще долго, ибо их осталось немного, свидетельствующих о нашем прошлом.

В.Н. Ревякин.

95 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page